Регистрация сделки куплипродажи Недвижимость и Цены).

Регистрация сделки купли-продажи

Итак, покупатель квартиры найден, договор составлен и подписан. Осталось довести сделку до логического конца, то есть посетить Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и оформить права на недвижимость.
 
 
Порядок действий
 
Процесс регистрации регулирует Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ФЗ № 122). Порядок оформления документов зависит от того, какой объект недвижимости был приобретен.
 
Так, при купле-продаже жилого помещения (квартира, комната, жилой дом, дача и т. д.) будет произведено два действия:
 
• регистрация договора купли-продажи;
• регистрация права собственности, а вернее, перехода этого права от продавца к покупателю (п. 2 ст. 558 ГК РФ, п. 1 ст. 131 ГК РФ).
 
Если недвижимое имущество является нежилым, например земельный участок, гараж, подвал и другое, то договор купли-продажи не подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), регистрируют только переход права собственности. Исключение составляет одновременная купля-продажа участка и жилого дома, в этом случае договор регистрируют.
 
Общая сумма государственной пошлины зависит от количества регистрационных действий: 1 тыс. руб. за каждое.
 
 
О старых правах
 
В некоторых случаях также может потребоваться зарегистрировать право, которое появилось до 30.01.1998 г., то есть до вступления в силу ФЗ № 122, и не отражено в ЕГРП.
 
Например, вы купили квартиру в 1994 г. Несмотря на то что право собственности тогда не регистрировали в ЕГРП, оно является юридически действительным. Сегодня при продаже такого объекта недвижимости необходимо сначала зарегистрировать ранее возникшее право (за что предусмотрена государственная пошлина в размере 500 руб.), а затем уже договор купли-продажи и переход права собственности от продавца к покупателю.
 
Все три действия могут быть осуществлены одновременно. При этом за регистрацию ранее возникшего права платить пошлину не надо.
 
 
Документы, необходимые для регистрации договора купли-продажи
 
Вам потребуются:
 
• заявления сторон договора или уполномоченных ими на то лиц при наличии у них нотариально удостоверенных доверенностей;
• подлинный платежный документ, подтверждающий уплату пошлины за государственную регистрацию договора продажи;
• подлинник и копия правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности продавца на отчуждаемое жилое помещение;
• подлинники договора купли-продажи, совершенного в простой письменной форме, не менее чем в двух экземплярах или подлинный экземпляр договора продажи, совершенного в нотариальной форме, и его копия;
• кадастровый паспорт.
 
В договоре обязательно должны быть указаны: предмет договора, цена, лица, проживающие в помещении, которые сохраняют право пользования им после продажи, если иное не установлено федеральным законом.
 
Напомним, что по закону право на проживание остается у:
 
• тех, кто отказался от приватизации (ст. 19 Закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ);
• отказополучателей по завещательному отказу (ст. 1137 ГК РФ, ст. 33 ЖК РФ);
• получателя ренты, если договором пожизненного содержания с иждивением не предусмотрено иное (ст. 34 ЖК РФ).
 
До 1 января 2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такой недвижимости.
 
В зависимости от ситуации для регистрации может понадобиться ряд дополнительных документов. Например, если отчуждаемое жилое помещение находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц, необходимо разрешение (согласие) органа опеки и попечительства; если жилое помещение находится в общей совместной собственности мужа и жены и один из них является продавцом, то потребуется нотариально удостоверенное согласие его супруга и др.
 
 
Документы, необходимые для регистрации права
 
При купле-продаже регистрируют право собственности за покупателем и лишают этого права продавца (то есть погашают запись о праве собственности).
 
Для регистрации перехода права необходимы следующие документы:
 
• заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю;
• подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию перехода права;
• подлинные экземпляры, а также копии документов, подтверждающих выполнение условий в случаях, когда договор продажи совершен с условием;
иные документы, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.
 
 
Лично, по почте, через нотариуса…
 
Проще всего подать документы на регистрацию, непосредственно посетив регистрационную службу. Минус этого варианта — вероятные очереди. Но в некоторых учреждениях на прием можно записаться по телефону. После сдачи документов вам выдадут расписку об их получении с перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Помните, что отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается, что закреплено п. 4 ст. 13 ФЗ № 122. Буквально это означает, что даже если вы принесли лишь квитанцию об оплате государственной пошлины, ее должны принять и выдать расписку, а затем, если вы не приобщите нужные документы, будет вынесено решение об отказе в регистрации.
 
Документы на регистрацию можно отправить по почте. Для этого необходимо:
 
• нотариально заверить подпись заявителя на заявлении на регистрацию;
• нотариально удостоверить сделку (например, договор купли-продажи квартиры);
• приложить копию паспорта (документа, удостоверяющего личность физического лица), выписку из ЕГРЮЛ, если заявителем является юридическое лицо;
приложить нотариально удостоверенную доверенность (в случае если действует представитель).
 
Главный минус данного способа — дополнительные денежные расходы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за свидетельствование подлинности подписи взимается пошлина в размере 100 руб., но на практике эта сумма гораздо больше, так как нотариусы берут плату за техническую работу. Окончательная цена услуги может достигать 1 тыс. руб. Другие траты связаны с необходимостью нотариально удостоверять сделку, с отправлением письма (с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении). Кроме того, существует риск, что документы не дойдут до адресата или потеряются, тогда их придется собирать заново.
 
И наконец, если право собственности возникает на основании нотариально удостоверенной сделки, заявление о государственной регистрации может подать сам нотариус (п. 1 ст. 16 Закона о регистрации). Но обратите внимание, что это не является его обязанностью (ст. 15 «Права нотариуса» Основ законодательства РФ о нотариате). Таким образом, если нотариус откажется подавать документы в регистрационную службу, то заставить его никто не сможет.
 
 
Результат — регистрация
 
Общий срок, в течение которого вам должны зарегистрировать сделку, составляет один месяц. Точную дату выдачи документов укажут в расписке.
 
Если сделка была с жилым помещением, то продавцу вручают зарегистрированный договор купли-продажи (на нем должен стоять штамп о проведенной регистрации). Такой же экземпляр договора плюс свидетельство о государственной регистрации права получает покупатель.
 
В случаях, когда при проведении правовой экспертизы у специалистов возникают сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, процесс регистрации может быть приостановлен. Регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней уведомить об этом заявителя, сообщив об основаниях. Если в течение одного месяца не будут устранены причины, препятствующие регистрации, то в ней откажут.
 

Ваш отзыв

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha